Материалы
Методическое пособие по физике
- Опубликовано 14.11.2019 11:52
КГУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа Щербактинского района акимата Щербактинского района»
Учебно-методическое пособие «Сборник практических работ по физике для учащихся 10 класса».
Автор: Ахметжанова Айгерим Муратжановна
Павлодарская область, Щербактинский район, с.Алексеевка
2019г
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие предназначено для учащихся 10 класса для выполнения практических работ по физике.
Целями выполнения практических работ является:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
-развитие интеллектуальных умений у учащихся.
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность.
В процессе изучения физики очень большое значение имеет решение задач, так как оно позволяет закрепить теоретический материал курса, разобраться в различных законах и границах их применения, способствует их запоминанию. Кроме того, при этом развиваются навыки использования этих законов для выяснения конкретных практических вопросов. Таким образом, выполнение задач в практических работах является проверкой степени усвоения учащимися теоретического материала и может служить критерием знания курса.
Предлагаемое пособие содержит материал 11 практических работ по физике (согласно рабочей программе). К каждой работе разработаны критерии оценивания и дескрипторы.
Примерный план решения задачи:
1. Работа над условием:
-Краткая запись условия и выяснение смысла терминов (рисунки, чертежи).
-Анализ физических явлений, процессов, описанных в задаче.
-Запись упрощающих предположений.
2. Поиск необходимых уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление, процесс.
3. Решение задачи в общем виде.
4. Анализ полученного результата (действие с наименованиями, проверка на частных случаях, решение другим способом).
5. Приведение всех данных к СИ (если это необходимо).
6. Получение числового ответа.
Содержание
№ Тема практической работы Стр.
1 Решение качественных и вычислительных задач «Основные понятия и уравнения кинематики равноускоренного движения тела».
4
2 Решение качественных и вычислительных задач «Закон Всемирного тяготения». 5
3 Решение качественных и вычислительных задач «Виды равновесия». 7
4 Решение качественных и вычислительных задач «Законы сохранения» 8
5 .Решение качественных и вычислительных задач «Основное уравнение МКТ».
9
6 Решение качественных и вычислительных задач «Газовые законы».
11
7 Решение качественных и вычислительных задач «Основы термодинамики».
13
8 Решение качественных и вычислительных задач «Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов». 14
9 Решение качественных и вычислительных задач «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. КПД источника тока». 15
10 Решение качественных и вычислительных задач «Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Законы электролиза». 17
11 Решение качественных и вычислительных задач «Закон электромагнитной индукции». 18
Приложение 19
Практическая работа № 1. Решение качественных и вычислительных задач «Основные понятия и уравнения кинематики равноускоренного движения тела».
Цель работы: 10.2.1.1 -выводить формулу перемещения при равноускоренном движении тела, используя графическую зависимость скорости от времени;
10.2.1.2 -применять кинематические уравнения при решении расчетных и графических задач
Задача 1.
Велосипедист, едущий со скоростью 18 км/ч, начинает спускаться с горы. Определить скорость велосипедиста через 6 с, если ускорение равно 0,8 м/с2.
Дано: СИ: Решение:
0 = 18 км/ч
= 5 м/с
t = 6 с
α = 0,8 м/с2
Найти: Движение велосипедиста равноускоренное, т.е. α >0.
-?
Ось 0x направим по направлению движения велосипедиста.
Скорость можно определить по формуле = + t.
С учётом знаков проекций на ось 0x формула скорости примет вид: .
Вычислим значение скорости:
=5+0,8•6=9,8 м/с
Ответ: =9,8 м/с
Задача 2. Скорость автомобиля за 10 с уменьшилась с 10 до 6 м/с. Написать формулу зависимости скорости от времени, построить график этой зависимости и по графику определить скорость через 20 с.
Дано: Решение:
t1=10 с Скорость автомобиля уменьшается, следовательно, движение равнозамедленное, т.е. αx<0. Направление скорости движения
=10 м/с
противоположно направлению ускорения. Уравнение проекции скорости
= 6 м/с
примет вид: .
t2=20 с Ускорение автомобиля найдём по формуле: .
Найти: = 2
-?
Уравнение скорости движения: .
-?
Построим график зависимости. Достаточно определить две точки, т.к.
Графиком скорости является прямая линия. Можно составить таблицу:
t 0 5
10 8
Через 20 с скорость автомобиля будет равна 2 м/с.
Ответ: = 2 м/с, .
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Выводит формулу скорости при равноускоренном движении тела, используя графическую зависимость скорости от времени 1 Переводит единицы измерения в СИ 1
Записывает основную формулу 1
Вычисляет 1
Применяет кинематические уравнения при решении расчетных и графических задач
2 Определяет вид движения αx<0 1
Записывает 1
Записывает формулу ускорения
Вычисляет 1
1
Записывает уравнение скорости 1
Строит график 1
Всего 9 б
Практическая работа № 2 Решение качественных и вычислительных задач «Закон Всемирного тяготения».
Цель: 10.2.2.4 -применять закон всемирного тяготения при решении задач.
Задача1.
На каком расстоянии сила притяжения двух шариков массами по 1 г равна 6,7•10-17 Н?
Дано: СИ: Решение:
m1=m2=1 г =0,001 кг По закону всемирного тяготения сила притяжения
F=6,7•10-17 Н шаров
G=6,67•10-11Н•м2/кг2
Найти:
R-? R= м
Ответ: R=1 м
Задача 2.
Определите равнодействующую силу, действующую на Луну, считая, что силы притяжения к Земле и Солнцу взаимно перпендикулярны. Массы Луны, Земли и Солнца соответственно равны mЛ = 7,36 • 1022 кг; m3 = 5,98 • 1024 кг; mC = 1,99 • 1030 кг; расстояния от Луны до Земли и от Луны до Солнца соответственно равны rЛЗ = 3,85 • 108 м, rЛС = 1,5 • 1011 м.
Ре ш е н и е.
По условию задачи силы гравитационного притяжения Луны к Земле и Солнцу взаимно перпендикулярны. Рассчитаем силу гравитационного притяжения Луны к Земле.
Сила притяжения Луны к Солнцу равна
По теореме Пифагора найдём равнодействующую силу, действующую на Луну,
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет закон всемирного тяготения при решении задач.
1 Переводит единицы измерения в СИ 1
Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 1
Вычисляет 1
2 Записывает основную формулу 1
Рассчитает силу гравитационного притяжения Луны к Земле 1
Рассчитывает силу притяжения Луны к Солнцу 1
Записывает формулу для нахождения равнодействующей силы,
Вычисляет 1
1
Всего 9 б
Практическая работа № 3. Решение качественных и вычислительных задач «Виды равновесия».
Цель: 10.2.3.2 -устанавливать причинно–следственные связи при объяснении различных видов равновесия;
10.2.3.3 -определить величины сил опытным путем, и экспериментальная проверка закона сложения сил.
Задача 1.
Могут ли силы 10 и 14 Н, приложенные к одной точке, дать равнодействующую, равную 2, 4, 10, 24, 30 Н?
Ответ: 2 Н и 30 Н не могут.
Задача 2.
При каком минимальном коэффициенте трения санки не будут скатываться с горы, если угол наклона горы равен 30º?
.
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Устанавливает причинно–следственные связи при объяснении различных видов равновесия; 1 Определяет правильный ответ 1
Объясняет почему 1
Определяет величины сил опытным путем, и экспериментальная проверка закона сложения сил. 2 Определяет силы 1
Записывает формулу равновесия 1
Записывает уравнения на оси 1
Записывает формулу для нахождения неизвестной величины
Вычисляет 1
1
Всего 7 б
Практическая работа № 4 Решение качественных и вычислительных задач «Законы сохранения»
Цель: 10.2.4.1 -применять законы сохранения при решении расчетных и экспериментальных задач;
Задача 1.
С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, прыгает мальчик массой 50 кг в горизонтальном направлении со скоростью 7 м/с (относительно берега). Какова скорость лодки после прыжка мальчика, если мальчик прыгает: а) с кормы в сторону, противоположную движению лодки? б) с носа по ходу движения?
Дано: Решение:
m1=200 кг Мальчика и лодку можно принять за замкнутую систему.
=1 м/с
Воспользуемся законом сохранения импульса:
m2=50 кг + = +
=7 м/с
До прыжка мальчик двигался вместе с лодкой со скоростью 1 м/с, и тогда
Найти: Начальный импульс системы будет ( . Выберем направление оси
-?
координат по направлению лодки.
а) ( Отсюда:
б) если мальчик прыгает с носа лодки по ходу движения, то
(
Знак "-" означает, что лодка изменила направление своего движения
на противоположное.
Ответ: а) ; б)
Задача 2.
Мяч массой 100 г брошен вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Чему равна его потенциальная энергия в высшей точке подъёма? Сопротивлением воздуха не учитывать.
Дано: СИ: Решение:
m=100 г 0,1 кг Согласно закону сохранения энергии:
=20 м/с
Eк1 + Ep1 = Eк2 + Ep2
=0
Но на поверхности Земли =0 → =0
В верхней точке подъёма
Найти: → Eк2=0
-?
Получим: Eк1= Ep2
=
=
Ответ:
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет законы сохранения при решении расчетных и экспериментальных задач; 1 Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины (по направлению лодки).
Вычисляет 1
1
Записывает формулу неизвестной величины(по ходу движения)
Вычисляет 1
1
Определяет направление движения 1
2 Переводит единицы измерения в СИ 1
Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 1
Вычисляет 1
Всего 10б
Практическая работа № 5. Решение качественных и вычислительных задач «Основное уравнение МКТ».
Цель: 10.3.1.3 -применять основное уравнение МКТ при решении задач.
Задача 1.
Плотность газа в баллоне электрической лампы ρ = 0,9 кг/м2. При горении лампы давление в ней возросло с р1 = 8 • 104 Па до р2 = 1,1 • 105 Па. На сколько увеличилось при этом значение среднего квадрата скорости молекул газа?
Решение.
Произведение массы m0 одной молекулы на концентрацию молекул (число молекул в единице объёма) равно массе молекул, заключённых в единице объёма, т. е. плотности газа р = m0n. Следовательно, основное уравнение молекулярно-кинетической теории можно записать в
Поэтому
Задача 2.
Какое давление на стенки сосуда производит кислород, если V =400m/c, n =2,7*1019m-3
Дано: Решение:
O2
Mмол=16*2*10-3кг/моль
Мг=32
V=400m/c
N=2,7*1019m-3
__________________
Опр: р-?
p = 1/3 *mo*n*v2,
m0=m/NA, M =MЧ*10-3
m 0= MЧ*10-3/ NA
p = 1|3 * MX*10-3 |NA*v2&
p = 1/3 *2,7*1019m-3 *32*10-3кг/моль/6,02*1023 моль-1* (400м/с)2 =72000Па
Ответ:72 кпа
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет основное уравнение МКТ при решении задач. 1 Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 1
1
Вычисляет 1
2 Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 1
Записывает конечную формулуформулу 1
Вычисляет 1
Всего 8 б
Практическая работа № 6. Решение качественных и вычислительных задач «Газовые законы».
Цель: 10.3.2.5 -применять газовые законы при решении расчетных и графических задач.
Задача 1.
Дан график изменения состояния идеального газа. Прочитать его и построить график этого процесса на диаграмме P,Т; V,T.
Решение:
Процесс изменения состояния газа происходит при постоянном объёме: V=const –изохорный процесс. Давление возрастает P2>P1.
Согласно закону Шарля: . Следовательно, T2>T1, газ изохорно нагревается.
Построим этот процесс в координатных осях V,T.
Т.к. объём не изменяется, то изохора изображается прямой линией, параллельной оси ОТ.
Учитывая, что в результате этого процесса температура увеличивается, расставим точки начала процесса – точка 1 – и окончание процесса – точка 2.
Изохорное нагревание в координатных осях P,Т имеет следующий вид:
Задача 2.
На рисунке изображены процессы изменения состояния некоторой массы газа. Назовите эти процессы. Изобразите графики процессов в системе координат P,T и V,T.
Решение:
1) Газ переходит из состояния 1 в состояние 2.
V=const, объём не меняется, процесс изохорный. Из графика видно, что давление газа уменьшается, т.е.P1>P2. Согласно закону Шарля: , получаем, что температура уменьшается, т.е. T1>T2.
Следовательно, переход газа из состояния 1 в 2 – изохорное охлаждение.
2) Газ переходит из состояния 2 в состояние 3.
P=const – давление не меняется. Объём газа увеличивается, V3>V2.
Согласно закону Гей-Люссака: , получаем, что T3>T2. Это изобарное расширение газа. По рисунку видно, что T1=T3 – точки лежат на изотерме, т.е. в состояниях 1 и 3; температура газа одинакова.
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет газовые законы при решении расчетных и графических задач 1 Называет процесс 1
P2>P1.
T2>T1
газ изохорно нагревается 1
1
1
Строит график P,Т; 1
Строит график V,T 1
2 Называет процесс 1
1. P1>P2
T1>T2.
изохорное охлаждение.
2. V3>V2.
T3>T2
изобарное расширение 1
1
1
1
1
1
T1=T3 1
Всего 14 б
Практическая работа № 7.Решение качественных и вычислительных задач «Основы термодинамики».
Цель: 10.3.3.4 -применять формулу КПД теплового двигателя при решении задач.
Задача 1.
Идеальный тепловой двигатель совершает за один цикл работу 50 кДж. Найти количество теплоты, отдаваемое за один цикл холодильнику, если температура нагревателя 227 °С, а температура холодильника 27 0С.
Дано:
А = 50 кДж
t1 = 227°С = 500К
t2 = 27°С = 300К Решение:
К.п.д. идеального двигателя,
С другой стороны,
; кДж.
Q2 - ?
η Так как работа двигателя A = Q1 – Q2, то
кДж.
Ответ: Q2 = 75 кДж.
Задача 2.
В паровой турбине расходуется дизельное топливо массой 0,35 кг на 1 кВт•ч мощности. Температура поступающего в турбину пара 250 0С, температура холодильника 30 0С. Вычислите фактический КПД турбины.
Дано: СИ: Решение:
A=1 кВт•ч 3,6•106Вт•с Для реальной тепловой машины •100 %
m=0,35 кг При сгорании топлива выделяется энергия Q=qm.
T1 =523 К Для дизельного топлива определим по таблице q=42 •106Дж/кг.
T2=303 К Тогда •100 %
Найти: КПД идеальной тепловой машины
η-?
Вычислим:
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет формулу КПД теплового двигателя при решении задач 2 Переводит единицы измерения в СИ 1
Записывает формулу •100 %
1
Записывает формулу неизвестной величины Q=qm.
•100 %
Вычисляет
1
1
1
1 Записывает основную формулу
Вычисляет КПД 1
1
Записывает формулу для нахождения Q1
Вычисляет 1
1
1
Записывает формулу для вычисления Q2
A = Q1 – Q2
1
1
Вычисляет 1
Всего 13б
Практическая работа №8. Решение качественных и вычислительных задач «Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов».
Цель: 10.4.1.9 -применять формулу последовательного и параллельного соединения конденсаторов при решении задач;
Задача 1.
Имеются три конденсатора с емкостями 20, 25 и 30 мкФ. Определите их общую емкость при последовательном и параллельном соединении. Зарисуйте схематически.
Ответ. Общая емкость при последовательном соединении 8 мкФ, при параллельном — 75 мкФ
Задача 2.
Четыре конденсатора ёмкостями С1 = С2 = 1 мкФ, С3 = 3 мкФ, С4 = 2 мкФ соединены, как показано на рисунке 14.46. К точкам А и В подводится напряжение U = 140 В. Определите заряд q1 и напряжение U1, на каждом из конденсаторов.
Решение.
Для определения заряда и напряжения прежде всего найдём ёмкость батареи конденсаторов. Эквивалентная ёмкость второго и третьего конденсаторов С2,3 = С2 + С3, а эквивалентную ёмкость всей батареи конденсаторов, представляющей собой три последовательно соединённых конденсатора ёмкостями С1, С2,3, С4, найдём из соотношения 1/Cэкв = 1 /С1 + 1/С2,3 + 1 /С4, Сэкв = (4/7) • 10-6 Ф. Заряды на этих конденсаторах одинаковы: q1 = q2,3 = q4 = 8 • 10-5 Кл.
Следовательно, заряд первого конденсатора q1 = 8 • 10-5 Кл, а разность потенциалов между его обкладками, или напряжение, U1 = q1/С1 = 80 В.
Для четвёртого конденсатора аналогично имеем q4 = 8 • 10-5 Кл, U4 = q4/C4 = 40 В. Найдём напряжение на втором и третьем конденсаторах: U2 = U3 = q2,3/C2,3 = 20 В. Таким образом, на втором конденсаторе заряд q2 = C2U2 = 2 • 10-5 Кл, а на третьем конденсаторе q3 = C3U3 = 6 • 10-5 Кл. Отметим, что q2,3 = q2 + g3
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет формулу последовательного и параллельного соединения конденсаторов при решении задач; 1 Записывает основную формулу :
- для последовательного соединения
- для параллельного соединения
1
1
Вычисляет:
-емкость при последовательном соединение
-емкость при параллельном соединении
1
1
Изображает схематически 2
2 Записывает формулы и вычисляет
С2,3 = С2 + С3
1/Cэкв = 1 /С1 + 1/С2,3 + 1 /С4
q1 = q2,3 = q4 = 8 • 10-5 Кл.
U1 = q1/С1 = 80 В. 1
1
1
1
1
q4 = 8 • 10-5 Кл,
U4 = q4/C4 = 40 В. 1
1
U2 = U3 = q2,3/C2,3 = 20 В. 1
q2 = C2U2 = 2 • 10-5 Кл
q3 = C3U3 = 6 • 10-5 Кл. 1
1
Всего 16 б
Практическая работа № 9 Решение качественных и вычислительных задач «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. КПД источника тока».
Цель: 10.4.2.7 -применять формулы работы, мощности и КПД источника тока при решении задач.
Задача 1.
Сколько времени будут нагреваться 2 л воды от 20 до кипения в электрическом чайнике мощностью 600 Вт, если его КПД составляет 80 %?
Дано: Решение:
m=2 кг Количество теплоты, полученное водой при нагревании,
∆T=80 К Q1=cm∆T
=0,8
Количество теплоты, выделенное током и израсходованное
c= 4200 Дж/(кг•К) только на нагревание воды, Q2=ηPt.
Найти: Составим уравнение теплового баланса и решим его относительно t
t-? c•m•∆T= η•P•t
.
.
Ответ: t= 23 мин 20 с
Задача 2.
Через поперечное сечение спирали нагревательного элемента паяльника каждую секунду проходит 0,5•1019 электронов проводимости. Определить мощность тока, выделяемую в паяльнике, если он подключен в сеть напряжением 220 В.
Дано: Решение:
N=0,5•1019 Мощность тока P=IU,
t= 1 с Сила тока
U=220 В .
e= 1,6•10-19 Кл .
Найти:
P-? Ответ: P=176 Вт
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет формулы работы, мощности и КПД источника тока при решении задач. 1 Записывает формулы :
- Q1=cm∆T
- Q2=ηPt.
1
1
Составляет уравнение теплового баланса
c•m•∆T= η•P•t
Вычисляет
1
1
1
2 Записывает основную формулу P=IU
Записывает формулу неизвестной величины
Преобразовывает основную формулу
1
1
1
1
1
Вычисляет мощность 1
Всего 11б
Практическая работа №10. Решение качественных и вычислительных задач «Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Законы электролиза».
Цель: 10.4.3.5 - описывать электрический ток в электролитах и применять законы электролиза при решении задач;
Задача1.
Определите электрическую энергию, затраченную на получение серебра массой 200 г, если КПД установки 80%, а электролиз проводят при напряжении 20 В. Электрохимический эквивалент серебра равен
Р е ш е н и е.
Энергия, идущая только на электролиз, равна: W'э = qU.
Согласно закону Фарадея m = kq, откуда Отсюда
Задача 2.
При никелировании изделия в течение 1 ч отложился слой никеля толщиной l = 0,01 мм. Определите плотность тока, если молярная масса никеля М = 0,0587 кг/моль, валентность n = 2, плотность никеля
Решение.
Согласно закону электролиза Фарадея масса выделившегося на катоде никеля
де m = ρV = ρlS, а I = jS, где S — площадь покрытия никелем; F — постоянная Фарадея, Подставив выражения для массы никеля и силы тока I в формулу (1), получим откуда
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Описывает электрический ток в электролитах и применяет законы электролиза при решении задач 1 Переводит единицы измерения в СИ 1
Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 2
Вычисляет 1
2 Переводит единицы измерения в СИ 1
Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 3
Преобразовывает конечную формулу
Вычисляет 1
1
Всего 12 б
Практическая работа № 11 Решение качественных и вычислительных задач «Закон электромагнитной индукции».
Цель: 10.4.5.2 -применять закон электромагнитной индукции при решении задач.
Задача 1.Проводник длиной 2 м в форме квадрата расположен в магнитном поле с индукцией 2 Тл. Определить момент сил, действующих на проводник, если по нему течет ток 4 А, а силовые линии магнитного поля параллельны плоскости квадрата.
Дано: Решение.
l = 2 м Вращательный момент, действующий на контур с током в
В = 2 Тл магнитном поле, равен
I = 4А М = рm∙В∙ . В данной задаче α = 90о, т.к. вектор нормали к плоскости Найти: контура перпендикулярен вектору . Магнитный момент равен
М-? рт = I ∙ S,
где S — площадь квадрата.
Отсюда
M = I ∙ =2 Н∙м.
Ответ: М= 2Н∙м
Задача 2. На проводник длиной 50 см, находящийся в однородном магнитном поле с магнитного индукцией 0, 1 Тл, действует сила 0,05 Н. Вычислите угол между направлением силы тока и вектором магнитной индукции, если сила тока равна 2 А.
Дано: СИ: Решение:
l=50 см 0,5 м На проводник в магнитном поле действует сила Ампера,
B=0,1 Тл модуль которой:
FА=0,05 Н FA = I∙B∙ ∙
I=2 А Отсюда
Найти: .
-?
Следовательно, α=300
Ответ: α=300
Критерий оценивания Номер задания Дескрипторы Балл
Применяет закон электромагнитной индукции при решении задач. 1 Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 1
Преобразовывает конечную формулу
Вычисляет 1
1
2 Переводит единицы измерения в СИ 1
Записывает основную формулу 1
Записывает формулу неизвестной величины 1
Вычисляет 1
Всего 8 б
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фундаментальные константы
Постоянная Обозначение Значение
Заряд электрона e 1,60219•10-19Кл
Масса покоя электрона me 9,1095•10-31кг
Масса покоя протона mp 1,6726•10-27кг
Коэффициент пропорциональности в законе Ампера k 2•10-7Н/А2
Ускорение свободного падения на Земле g 10 м/с2
Скорость света в вакууме c 3•108 м/c
Гравитационная постоянная G 6,67•10-11 Н•м2/кг2
Электрическая постоянная 0
8,85•10-12Ф/м
Постоянная Авогадро Nа 6,022•1023 моль-1
Постоянная Больцмана k 1,38•10-23 Дж/К
Постоянная Планка h 6,63•10-34 Дж•с=4,136•10-15эВ•с
Атомная единица массы а.е.м. 1,66•10-27кг=931,5 МэВ/с2
Универсальная газовая постоянная R 8,314 Дж/(моль•К)
Множители и приставки
Приставка Числовое значение Сокращенное обозначение
Атто 10-18 а
Фемто 10-15 ф
Пико 10-12 п
Нано 10-9 н
Микро 10-6 мк
Милли 10-3 м
Санти 10-2 с
Деци 10-1 д
Дека 101 да
Гекто 102 г
Кило 103 к
Мега 106 М
Гига 109 Г
Тера 1012 Т
Плотности веществ
Вещество ρ, 103 кг/м3
Лёд 0,9
вода 1
Тепловые свойства веществ
Удельная теплоёмкость, Дж/(кг•К)
воды 4,2•103
льда 2,1•103
Удельная теплота, Дж/кг
Парообразования воды 2,3•106
Плавления льда 3,3•105
Удельное сопротивление (при 20 0С)
Вещество ρ, 10-8 Ом•м или
10-2 Ом•мм2/м
Алюминий 2,8
Медь 1,7
Серебро 1,6