ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- Опубликовано 25.10.2020 20:51
Цель психологического сопровождения - оказать помощь учащимся в выборе профиля обучения и направления дальнейшего образования.
Психологическое обеспечение предпрофильной подготовки направлено на решение следующих задач:
• научить подростка использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального роста,
• помочь в формировании знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, о соответствии личностных качеств и способностей выбранной профессии.
СТРУКТУРА взаимодействия в ППС
1. Работа школьного психолога с педагогами, классными руководителями и учителями-предметниками включает в себя:
• А) Информационная: обсуждение проблемы профориентации на педагогических советах.
• Б) Консультационная: индивидуальные и групповые психологические консультации. (по запросу)
2. Работа с родителями:
• А) Просветительская: проведение родительских собраний, лекториев с целью ознакомления с возрастными особенностями учащихся.
• Б) Информационная : сведения о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда
• В) Диагностическая: анкетирование с целью изучения отношения к предпрофильной подготовке и профильному обучению, а также насколько оправдан выбор профиля обучения учащимися.
• Г) Консультационная: индивидуальные и групповые психологические консультации с родителями. (по мере обращения).
3. Работа педагога - психолога с учащимися:
а) 8-9-ый классы: (работа включает в себя комплекс направлений) профинформация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.
б) 8 классы: Картотека по профориентации на каждого ученика (совместно с классным руководителем) (Приложение № 1)
Психологическое сопровождение включается в себя следующие этапы:
Информационный этап. Информационная база:
• учебно-методические пособия,
• справочные пособия,
• информационные и рекламные листы, буклеты.
В рамках информационного этапа ведется профориентационная работа:
1. Предпрофильная диагностика и подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению
2. Формула будущей профессии.
3. Использование на занятиях по профориентации компьютерной технологии:
– презентации: «Возможные ошибки при выборе профессии», «Типы профессий по Климову», «Профессии 21 века», «Формула будущей профессии» и т. д.;
4. Использование на занятиях Интернет-ресурсы.
Диагностический этап. Производится отслеживание динамики самоопределения учащихся на начало и конец учебного года.
Диагностика учащихся проводится с целью изучения:
- уровня развития интеллекта (методика ШТУР),
- мотивации (опросник «Учебная мотивация»),
- уровень тревожности (методика ),
интересы (методика А. Е. Голомштока «Карта интересов»)
- личностные особенности (опросник Айзенка, Методика направленности личности Баса)
- профессиональные склонности (методика «Профиль обучения»)
- анкетирование «Выбор элективного курса»
- анкетирование «Выбор профиля обучения» (Приложение № 2 «Набор диагностического минимума для 8 кл.»)
Диагностика учащихся 9класса проводится с целью изучения
• изучение личностных особенностей
• выявление профессиональных интересов и склонностей,
• исследование уровня интеллектуального развития,
• изучение запросов по выбору элективных курсов,
проведение итоговой диагностики в конце 9 класса при помощи повторного единого банка диагностических процедур. (Приложение № 3 «Набор диагностического минимума для 9кл.»)
•
Результаты диагностического этапа:
• разработка программы психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения,
• проведение мониторинга психологического сопровождения по итогам первичного и заключительного анкетирования с целью выявления уровня готовности к выбору профессиональной деятельности и профиля обучения
При работе с учащимися 9 класса используются:
1. «Личная книжка по профориентации» на каждого ученика
2. . «Индивидуальная карта ученика». Карта заполняется только психологом, куда заносятся итоги тестирования. В ней фиксируется активность ученика на каждом занятии в виде «звездочки»
Плюсы ведения Карты :
• контроль диагностики всех учащихся (это удобно для психолога)
• каждый ребенок получает краткую интерпретацию по диагностике (это учит ребенка самостоятельно анализировать свои возможности)
• может прочитать не только рекомендации психолога, но и приглашение на профкосультацию (по необходимости)
• В конце года по итогам данных Карт составляется «Портфолио учащихся класса» (Приложение №4)
3. «Портфолио учащихся класса». (Приложение № 5)
Консультационный этап.
• 1. Совместные детско-родительские консультации.
• 2. Индивидуальные консультации родителей, учащихся 8, 9, 10 классов по выбору профиля обучения и формированию индивидуального образовательного маршрута.
Таким образом, активная подготовка к предпрофильному обучению должна начинаться с 8 класса и продолжаться в 9 классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечен весь коллектив школы и соблюдаются следующие принципы:
1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками, эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста, уровня сформированности психических процессов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, воспитательных возможностей семьи.
3. Оптимальные сочетания массовых, индивидуальных и групповых форм профориентационной работы с учащимися и родителями
4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения
5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с требованиями
рынка труда).
Электронная почта магнитных школ
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. --- Галкино
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Алексеевка
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. - Александровка